Педагогическая деятельность

«Ощущение что жизнь не бесконечна , что нужно успевать подгонять себя, искать новые способы самореализации кроме непосредственно танцевального творчества( которого я могу в любой момент лишиться) привело меня в 1976 году на кафедру хореографии ГИТИСа.»

На экзамены Екатерина Сергеевна поступала в компании со всеми ее коллегами народными артистами: с Владимиром Васильевым, Марисом Лиепой, Мариной Кондратьевой, Ниной Тимофеевой, Светланой Адырхаевой, Владимиром Никоновым. Их приняли по особому статусу, потому что существует определенный возрастной ценз для поступающих в ГИТИС. Тогда придумали некое исключение из правил и назвали «экспериментальный академический курс».

“Поступив, мы действительно посещали занятия, учились, а когда какие-то спектакли или репетиции совпадали с лекциями в ГИТИСе, педагоги старались под артистов подстраиваться, переносить их на более удобное время. Все пошли на педагогическое отделение, только Васильев и Лиепа – на балетмейстерское, и выпускались они на год позже остальных.”

В 1980 году Екатерина Максимова получила диплом балетмейстера – репетитора, а с 1982 года – преподавала в ГИТИСе на кафедре хореографии классическое наследие и композицию танца. Ее учениками здесь стали сложившиеся артисты, имеющие немалый сценический опыт:

«их требовалось не столько обучать, сколько подтолкнуть, направить в нужном направлении. С некоторыми из студентов, как например, с Гали Абайдуловым и Андреем Босовым – нас связывала общая работа над спектаклями и фильмами».

Как логическое продолжение этой преподавательской деятельности в жизни Екатерины Максимовой возник Кремлевский балет, который своим созданием во многом ей обязан.  Именно в Кремлевском балете началась ее работа балетмейстера – репетитора с молодыми танцовщицами, которых Екатерина Сергеевна в буквальном смысле слова приходилось «ставить на ноги» – от пальчиков до пяток; воспитывать в них и технику, и чувства.

«… я не веду класс, я готовлю роли, а роль не рождается вдруг, просто в один прекрасный момент. Каждый день надо что-то открывать, что-то скрупулезно оттачивать, добавлять и снова и снова повторять – работа кропотливая и даже в чем-то рутинная. Мне приходилось особенно трудно еще и потому что заниматься этим я начала, когда сама танцевала. Я выходила на сцену в партии Золушки, пыталась сосредоточиться на своем исполнении, но мне еще нужно было следить , кто рядом в том же спектакле танцуют мои ученицы – Таня Гордеева, Света Романова, Таня Предеина, Лена Жаворонкова, Юля Сурменова и другие.
Сейчас благодарность моих учениц значит для меня не меньше, чем былые восторги публики… Васильев подозрительно спрашивает : «Ты ведь сейчас не танцуешь, почему же все время приходишь с цветами?»

К перечисленным выше ученицам, нужно добавить тех, с кем еще занималась Е.С.Максимова в Кремлевском балете: Жанна Богородицкая, Наталья Балахничева, Александра Тимофеева.

В 1997 году при подготовке новой редакции классической «Жизели» в постановке В.Васильева на главную роль была выбрана выпускница Московского хореографического училища С.Лунькина. В.Васильев попросил Г.С. Уланову быть консультантом постановки, а свою супругу Екатерину Максимову, опытного к тому времени педагога, – помочь с подготовкой юной балерины к этой сложной роли. Так вполне органично и естественно с 1998 года Е.Максимова стала педагогом-репетитором и в Большом театре. Она была очень требовательным педагогом, но и добрым одновременно. К каждой ученице она относилось с любовью и трепетом. Всегда советовала им что-то, замечала их настроение. Для них она была больше, чем просто педагог. А они для нее были не просто ученицы. Общение ученика с педагогом не может сводиться только к работе над техникой, только к указаниям. Главное – это человеческий контакт, взаимопонимание. Под руководством Екатерины Максимовой в Большом репетировали Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Анна Антоничева, Светлана Лунькина, Анна Никулина, Мария Богданович. Еще одна ученица, с которой Максимова занималась не постоянно, а лишь во время ее приездов в Москву – Юкари Сайто.

«Она не только моя ученица, она стала моей крестной дочерью. Юкари прима – балерина «Токио – балета», в Японии она очень знаменита и любима зрителями. С Юкари я готовила партию Анюты, репетировала Жизель, Машу в «Щелкунчике», а в 2001 году она станцевала Китри на премьере Володиной постановки « Дон Кихота» в «Токио – балете».

Для Максимовой все ее ученицы были самым важным в ее профессиональной жизни делом. Она не пропускала ни репетиций, ни спектаклей ни по каким причинам, и даже больная приходила в театр посмотреть, как сегодня танцуют ее девочки.